пятница, 28 октября 2016 г.

IT GOVERNMENT DAY 2016 | Отчет о конференции

          12 октября 2016 года в Москве прошла третья конференция IT Government DAY, организованная TAdviser. Главная тема конференции - будущее ИТ в органах власти на базе системного проекта электронного правительства 2020. Проект, разработанный Минкомсвязью России, описывает цели и принципы развития электронного правительства России до 2020 года.



Видео-отчет о конференции TAdviser IT Government DAY 12 октября 2016 года

          В рамках конференции документ был представлен общественности и подвергся обсуждению экспертного сообщества, представителей федеральных ведомств, региональных ИТ-министров, крупных компаний-разработчиков ПО. Всего в конференции приняло участие около 150 представителей ИТ-отрасли.

          Первая часть TAdviser IT Government DAY была посвящена технологическим трендам и обзору ИТ-решений, которые предлагаются для внедрения в государственном секторе. Руководители и эксперты ИТ-компаний представили технологии для автоматизации деятельности госорганов.

          Первый докладчик конференции - Константин Варов, управляющий директор "Диасофт Платформа", рассказал об экономичных альтернативах общепринятым ИТ-продуктам. Он предложил отказаться от "привычного мирка", где главенствуют известные западные вендоры, и посмотреть на более дешевые российские аналоги, приведя в пример свою компанию.

          С 2014 года в "Диасофт" отказались от Microsoft, сотрудники работают с различными дистрибутивами Linux, вместо Oracle в качестве СУБД используют, как правило, PostgreSQL. Компания думает о внедрении российской версии СУБД Postgres Pro. По словам Варова, ежемесячная экономия "Диасофт" при таком подходе составляет порядка 36 тыс. рублей на одного сотрудника.

          Варов представил на конференции разработку своей компании, позволяющую заменять зарубежное системное ПО без масштабных инвестиций в переработку уже имеющихся систем. Продукт Diasoft Database Adapter направлен на адаптирование приложений, созданных в расчете на использование СУБД Oracle, к СУБД PostgreSQL без изменения их исходного кода. Это позволяет увеличить скорость миграции до четырех раз, но не предполагает больших трудозатрат, так как процесс перехода автоматизирован на 90%.


Константин Варов, управляющий директор "Диасофт Платформа"

          Таким образом, переход российского бизнеса и госструктур на импортонезависимое ПО может быть комфортным и безболезненным, подчеркнул Варов.

          Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании "Новые облачные технологии", выступил с докладом о трендах рынка облачных услуг, уделив особое внимание инфраструктуре приватных или частных облаков.

          По данным аналитиков, объем облачного рынка в России составляет не более 5% от общего мирового ИТ-рынка. Согласно отчету IDC, рынок облачных услуг России, включая публичные, частные виртуальные и частные облака, в 2015 г. составил $370 млн. Темпы роста рынка в рублях держались на высоком уровне — 66,9% к 2014 г., в национальной валюте рынок достиг 22,7 млрд рублей.


Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании "Новые облачные технологии"

          Комиссаров также привел несколько тезисов из совместного исследования "Новых облачных технологий" и аналитического центра TAdviser. Основные сдерживающие факторы для перехода госорганов на облачную инфраструктуру:

  • Риски, связанные с информационной безопасностью.
  • Контроль за сервисом, который находится на стороне провайдера.
  • Сложности интеграции унаследованных ИТ-систем с облачными решениями.

         

          Готовность инфраструктуры в госсекторе РФ к частным облакам:

  • 50% респондентов (ФОИВ и РОИВ) используют ПО по модели SaaS.
  • Еще 16% планируют такие инициативы в ближайшее время или тестируют сервисы.
  • 80% тех, кто имеет опыт работы с SaaS, используют СЭД из облака и сервисы хранения данных.

         

          Комиссаров отметил, что государство демонстрирует готовность перехода органов власти на собственную облачную инфраструктуру, что должно значительно повысить информационную независимость и безопасность хранения чувствительных данных.

          Директор по маркетингу компании "БОСС. Кадровые системы" Надежда Журавлёва представила на конференции решение на базе ПО "БОСС-Кадровик", которое уже используется в ряде федеральных и региональных госорганов. С его помощью поддерживается единый контур кадрового документооборота между центральными аппаратами и территориальными органами госслужбы и решаются задачи, обозначенные в федеральной программе развития государственной гражданской службы.

          Это повышение качества отбора для замещения должностей государственной кадровой службы, внедрение комплексной оценки сотрудников, их непрерывное профессиональное развитие, обязательное повышение квалификации и улучшение системы мотивации. Также это обеспечение открытости госслужбы, в том числе - посредством применения информационных технологий, благодаря чему повышается качество предоставления госуслуг.


Надежда Журавлёва, директор по маркетингу компании "БОСС. Кадровые системы"

          Модуль "БОСС-Кадровик. ГС" поддерживает специфику государственной гражданской и военной службы, правоохранительных органов и автоматизирует все функции кадрового учета, включая специфические особенности, характерные для этих организаций. Прежде всего, речь идет об управлении прохождением службы, поддержке процессов согласования назначений, переводов и награждений, о процессе учета и анализа деклараций о доходах и расходах, которые подлежат обязательному ежегодному заполнению и сдаче.

          Доклад Евгения Агалакова, начальника аналитического отдела НПЦ "БизнесАвтоматика", был посвящен применению концепции трансформационного планирования для совершенствования и развития электронного правительства России.

          По мнению эксперта, основная идея трансформационного планирования в системном проекте - сокращение разрыва между качеством услуг электронного правительства и коммерческих организаций. Концепция трансформационного сценария развития ситуации отличается от революционного, эволюционного или адаптивного комплексным подходом к оценке, выработке и принятию решения. Агалаков считает это наиболее эффективным способом развития электронного правительства.


Евгений Агалаков, начальник аналитического отдела НПЦ "БизнесАвтоматика"

          Для реализации сценария докладчик предложил использовать аналитическую информационную систему "Визари", разработку НПЦ "БизнесАвтоматика". Платформа позволяет получать и создавать информацию, осуществлять ее обработку и анализ. Она разрабатывается с учетом передовых трендов проектирования, серверные алгоритмы позволяют разгрузить клиентскую часть проекта, благодаря чему сохраняется высокая производительность даже при обработке больших объемов данных и выполнении сложных вычислительных задач.

          Основатель "Академии системного анализа", научный руководитель "Дневник.ру" Алан Салбиев говорил о формировании в России инфраструктуры цифрового образования. Переход от парадигмы электронного правительства к экосистеме цифрового государства влечет за собой серьезные преобразования. В частности, назрела необходимость в модернизации инфраструктуры электронного правительства в аспекте формирования отраслевых цифровых платформ.

          Салбиев поднял вопрос необходимости формирования цифровой платформы в качестве основы образования нового поколения. Современное образование не может жить по старым лекалам, где учитель был единственным источником знаний. В России 30 миллионов детей не охвачены дополнительным образованием, и государство должно обеспечить инфраструктуру для нового сценария, когда всем детям будет предоставлена реальная возможность учиться дистанционно.


Алан Салбиев, Основатель "Академии системного анализа", научный руководитель "Дневник.ру"

          Мы ставим своей целью аргументированно обосновать необходимость создания отраслевой платформы в образовании, которая станет органичной частью экосистемы электронного правительства и позволит обеспечить участникам рынка равные возможности в реализации систем. При этом участники образовательного процесса впервые получат отраслевой инструментарий для решения главных проблем в сфере образования, - сказал Салбиев.

          Юрий Хомяк, директор по продажам VideoMost, поделился информацией о реалиях импортозамещения в сегменте видео-конференц-связи. По словам Хомяка, несмотря на многочисленные обсуждения необходимости перехода от зарубежных продуктов к закупкам рыночных отечественных вендоров в госсекторе и на принятые нормативные акты, в сегменте ВКС импортозамещение пока существует, в основном, на уровне деклараций.

          Объем госзакупок импортных систем ВКС только за первую половину 2016 года составил более 1 млрд рублей, и закупки иностранного "железа" для ВКС продолжают осуществляться. ИТ-директора государственных организаций часто даже не рассматривают продукты российских разработчиков ПО. В то время как существует недорогая российская альтернатива, которую и представил на конференции Юрий Хомяк.


Юрий Хомяк, директор по продажам VideoMost

          VideoMost - программный продукт для многопользовательских видеоконференций, полностью совместимый с аппаратным ВКС от Cisco, Polycom и других вендоров. VideoMost обеспечивает HD видеосвязь, набор инструментов для совместной работы, безопасность коммуникаций, масштабирование и администрирование, он легко интегрируется с ранее закупленными аппаратными ВКС на основе открытых протоколов и международных стандартов связи.

          В стране около 2,5 тысяч районов, существующими системами ВКС покрыта верхнеуровневая связь руководства с подчиненными, на более низком уровне потребности не покрыты. "Мы готовы их обеспечить," - пообещал Юрий Хомяк.

          Дмитрий Кучеров, заместитель начальника ГБУ МО Мосавтодор, рассказал о комплексной автоматизации территориально-распределенной организации. Мосавтодор отвечает за ремонт и содержание дорог Москвы и Подмосковья, в его ведении - более 3000 км. дорог и около 50 территориальных контор.

          До начала комплексной автоматизации основным инструментом обмена и хранения информации были бумажные документы, это и невысокий уровень ИТ-грамотности привели к отторжению попыток автоматизации.


Дмитрий Кучеров, заместитель начальника ГБУ МО Мосавтодор

          Базовые идеи концепции: переход к браузерным решениям; обеспечение мобильного офиса для всех сотрудников, которым критически важен доступ к почте в любой точке; консолидация данных в едином центре; переход от присутствия ИТ-специалистов на местах к удаленной поддержке.

          В итоге планомерной работы сопротивление было преодолено, внедрена система вебинаров и ВКС для информирования и обучения сотрудников, все оборудование подключено к единой системе мониторинга, осуществлена миграция данных и старых разрозненных систем на единую базу данных.

          Переход на свободное программное обеспечение (Linux, Libre Office и пр.) помог существенно сэкономить. Дмитрий Кучеров напомнил, что использование ПО без лицензионных ограничений позволяет не выкладывать дополнительные бюджетные деньги за подключение каждого нового сотрудника. Это позволило без лишних затрат увеличить штат Мосавтодора с 1000 человек на момент начала автоматизации до 4000. Причем качество и скорость их работы повысились. Например, теперь все "полевые" работники оснащены мобильными, планшетами, позволяющими сразу фотографировать плохие участки и передавать информацию в офис.

          Программа TopMission, действующая по принципу "Активного гражданина", позволяет сразу получать информацию о ямах или плохой уборке дорог, правильные бизнес-процессы запускаются быстро. "Мы понимаем, к чему мы двигаемся, каждый наш шаг - небольшое конкретное улучшение", - по праву гордится Кучеров.

          Заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко сделал, по отзывам организаторов, самый практический и один из самых актуальных докладов "10 шагов по переходу на Postgres". В выступлении он проиллюстрировал практическими примерами основные этапы внедрения собственной разработки компании - СУБД Postgres Pro - в промышленных и государственных системах.

          В наше время Postgres настолько популярен, что просто рассказывать о его достоинствах уже неинтересно, - отметил Панченко. - Нужны практические шаги и руководство к действию. В большинстве случаев Postgres способен заменить любые другие СУБД, существуют проверенные практики миграции.


Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional

          Postgres Pro - отечественная система управления базами данных, разработанная на основе свободно распространяемой СУБД PostgreSQL. Задача перехода на Postgres с СУБД иностранного производства стоит сейчас перед многими государственными и частными организациями в связи с необходимостью сокращения затрат и выполнения требований государства по импортозамещению.

          В качестве примера успешного перехода Иван Панченко привел систему документооборота правительства Московской области, в которой применение PostgreSQL вместо Oracle позволило в разы снизить расходы на ПО и обойтись меньшими аппаратными ресурсами, при этом повысив производительность системы.

          10 шагов по переходу на Postgres:

  1. Понять выгоды.
  2. Преодолеть инерцию.
  3. Обратиться за консультацией в Postgres Professional.
  4. Обучить персонал.
  5. Выбрать систему для пилотного проекта. Распланировать миграцию.
  6. Определить потребность в инфраструктуре.
  7. Определить критерии успешности перехода.
  8. Провести пилотную миграцию.
  9. Спланировать и провести перевод остальных систем.
  10. Перед запуском каждой системы обеспечить вендорскую техподдержку.

          Николай Муравьев, руководитель направления по информационным системам Polymedia, представил решение для органов госвласти - аналитическую платформу Visiology. Компания, ранее приоритетно специализирующаяся на аудиовизуальной интеграции, недавно начала заниматься разработкой систем аналитики, но уже обладает пулом заказчиков, для которых внедряет новую платформу. По словам Муравьева, ключевые преимущества Visiology - комплексность предлагаемого интеграционного решения, приспособленность платформы под конкретные задачи проекта, продвинутая визуализация и аналитика, компетенции в обработке больших данных.


Николай Муравьев, руководитель направления по информационным системам Polymedia

          Мы приступили к развитию систем анализа данных в 2015 году, но благодаря нашему многолетнему опыту в построении ситуационных центров и центров принятия решений для глав регионов РФ платформа Visiology обладает большими перспективами внедрения в процессы управления в органах госвласти. Мы предлагаем комплексное решение с продвинутой визуализацией и аналитикой, - подчеркнул Муравьев.

          Максим Сорокин, заместитель генерального директора по техническим вопросам "Кейсистемс-Безопасность", посвятил выступление автоматизации процессов по защите информации с применением облачных технологий. Управление защитой информации в подведомственных учреждениях – важная задача для органов власти, в особенности для тех, кто отвечает за информатизацию. Эта задача требует сбора и обработки большого объема данных, а также их постоянной актуализации. Максим Сорокин рассказал, как организовать автоматический сбор сведений, контроль и мониторинг выполнения требований законодательства в подведомственных учреждениях.

          Разработка "Кейсистемс-Безопасность" - система "АльфаДок" - позволяет реализовать необходимые организационные меры по защите персональных данных и информации в ГИС, обеспечить актуальность организационно-распорядительной и технической документации и получать объективные сведения о состоянии системы защиты информации во всей сети курируемых учреждений.


Максим Сорокин, заместитель генерального директора по техническим вопросам "Кейсистемс-Безопасность"

          По словам Сорокина, в результате внедрения "АльфаДок" все учреждения постоянно готовы к проверкам регуляторов, а курирующая организация получает инструмент для контроля и мониторинга мероприятий по защите информации во всей сети.

          Управляющий директор компании «Росплатформа» Владимир Рубанов поделился с TAdviser мнением о ключевых трендах в ИТ в госсекторе на конец 2016 года. Из основных технических трендов он выделил консолидацию вычислительных мощностей и хранилищ данных в укрупненные центры обработки, которые становятся централизованными «фабриками» виртуализированных ресурсов. Рубанов также отметил тренд на укрепление цифрового суверенитета за счет использования решений от российских производителей – решений, которые не могут быть ограничены ни юридическими санкциями, ни организационно-техническими средствами — будь то отключение от технической поддержки и обновлений программного обеспечения, использование закладок или прочие виды технических воздействий. Государственным заказчикам приходится задумываться о сценариях, в которых важно сохранить внутри страны возможность минимального развития и эксплуатации ИТ даже в условиях полной изоляции, рассуждает представитель «Росплатформы».


Владимир Рубанов, управляющий директор компании «Росплатформа»

          В 2017 ожидается рост числа проектов на базе российских решений, отметил Владимир Рубанов.

          Мы можем увидеть новых производителей, которые, например, смогут быстро консолидировать компетенцию и локальные ресурсы для обеспечения достаточной степени технологической независимости своих решений, сделанных на базе открытых компонентов, в тех сегментах, где на данный момент существуют только зарубежные продукты. Под достаточной степенью здесь имеется в виду не только юридическая чистота в смысле санкционной устойчивости своих продуктов, но и техническая способность автономной доработки, исправления ошибок и поддержки пользователей без помощи зарубежных коллег, - полагает Рубанов.

          Он добавил, что, ожидается укрепление позиции существующих российских вендоров на локальном рынке по мере того, как заказчики будут на практике в пилотных проектах и расчетах видеть, что использование российских решений не только позволяет выполнять необходимые функции, но и экономит деньги.

          Конечно, целое поколение технических директоров и специалистов выросло в условиях «подсадки на иглу» конкретных западных продуктов, и не всем будет так просто с нее слезть, но это вопрос постепенного повышения их профессиональной квалификации и поступательных шагов по трансформации своих ИТ-инфраструктур, - резюмировал управляющий директор «Росплатформы».

          Во второй части конференции TAdviser IT Government DAY заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев провел презентацию Системного проекта (СП) электронного правительства 2020. Следующий шаг - утверждение документа правительственной комиссии по использованию информационных технологий под председательством Дмитрия Медведева (на состоявшемся 24 октября заседании правкомиссии документ был отправлен на совместную доработку Минкомсвязи, ФНС и Правительства Москвы). После официального утверждения заложенные в документе принципы должны стать основой соответствующего плана развития электронного правительства.


Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций России

          Системный проект закладывает реализацию принципа «4Л» - чтобы любой гражданин и любое ведомство могли взаимодействовать в любом месте и в любое время. Документ предполагает два базовых направления преобразований в области электронного правительства: переход от ориентации на инфраструктуру к ориентации на потребности пользователя и внедрение современных управленческих подходов к развитию электронного правительства.

          Основные показатели эффективности, как видят авторы СП, - это ноль бумаги, ноль чиновников и ноль проблем взаимодействия.

          Цель развития – улучшение качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, а также повышение эффективности госуправления за счет использования технологий электронного правительства.

          Мнения о Системном проекте в ходе конференции TAdviser IT Government DAY высказали ИТ-директора федеральных ведомств и регионов, а также отраслевые эксперты. Последние подвергли документ критике.

          Например, Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ, заявил, что его содержание заужено по отношению к понятию «электронное правительство» в пользу электронных государственных услуг. Целевые индикаторы, заложенные в СП, по мнению эксперта, плохо измеримы и легко фальсифицируемы. В документе не отражены многие проблемы электронного правительства, не проанализированы их причины. Например, состояние инфраструктуры электронного правительства или проблемы с юридической значимостью электронных документов и отсутствием институтов поддержания их жизненного цикла. Соответственно, в СП не выработаны меры по преодолению этих и иных известных проблем.


Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ

          Также в документе есть ошибочные, на взгляд Брауде-Золотарева, предложения. Например, не надо бюджету заниматься "обучением пользователей". Или не следует искусственно ограничивать число удостоверяющих центров и "национализировать" предоставление конечных услуг пользователям. Вызывает опасения эксперта предложение перевести ряд сервисов электронного правительства на возмездную основу – без определения, каких конкретно и на каких условиях: монополизация рынка конечных услуг, которые могли бы быть конкурентными, приведет к их деградации.

          Алексей Козырев в ответ на все критические замечания сказал, документ преследует определенные цели - улучшение практической ситуации в стране, и отметил, что некоторые замечания, ранее высказанные Брауде-Золотаревым, были учтены при работе над проектом.

          Представители федеральных органов и субъектов Российской Федерации, не затрагивая поднятых экспертами спорных аспектов, в основном, поддержали позицию Минкомсвязи и отметили достоинства Системного проекта.

          Директор по электронному правительству "Ростелекома" Михаил Бондаренко сказал, что системный проект уже претерпел существенные изменения, что он должен меняться дальше, но по нему надо двигаться, "и мы уже двигаемся".


Михаил Бондаренко, директор по электронному правительству "Ростелекома"

          Директор ИТ-департамента Министерства здравоохранения Елена Бойко заявила, что Минздрав принимал участие в проработке документа, и поэтому в целом замечаний к СП у нее нет. Уточнения, которые она хотела бы видеть в документе, касаются, в первую очередь, места Минздрава в электронном правительстве.


          Второй важный вопрос имеет отношение к защите личных данных. Информация, которая содержится в системе Минздрава, - строгая тайна. Бойко попросила более четко прописать, какую информацию можно в лечебных целях выкладывать на сайт, а какую - нет.

          Елена Бойко, директор ИТ-департамента Министерства здравоохранения

          Татьяна Матвеева, начальник ИТ-управления ФНС, подняла вопрос, связанный с удостоверяющими центрами. ФНС, по ее словам, поддерживает необходимость ужесточения работы этих центров, о которой говорится в СП. "Удостоверяющие центры сейчас – это коммерческая составляющая, их порядка четырехсот, и они продолжают развиваться, но к сожалению, бизнес не всегда несет ответственность за то, что они совершают. Там тоже сидят люди, и они не всегда все делают правильно", - сказала она.


Татьяна Матвеева, начальник ИТ-управления ФНС

          Также Матвеева попросила шире раскрыть в СП тему биометрии и идентификации. Сегодня компании и организации пользуются разными системами идентификации, среди минусов ситуации Матвеева назвала получение искаженных персональных данных граждан. С другой стороны, один ключ к базам персональных данных, который хотела бы получить ФНС, повышает риск безопасности, как "один ключ от всех замков".

          Алексей Козырев, со своей стороны, рассказал, что Минкомсвязь совместно с ФСБ и Центробанком сейчас разрабатывает концепцию разных способов идентификации и аутентификации, в рамках которой рассматривается возможность разработки стандарта по использованию биометрических данных.

          Председатель совета директоров "АйТи" Тагир Яппаров призвал понимать термин "электронное правительство" шире, чем взаимодействие государства и граждан. По его мнению, надо говорить о цифровой экономике, развивать направления, связанные с созданием комфортной среды электронного взаимодействия бизнесов друг с другом и с государством.


Тагир Яппаров, председатель совета директоров "АйТи"

          Яппаров посетовал на то, что в России очень долго принимаются решения, и когда доходит до внедрения, технология уже устаревает. В пример он привел электронную подпись, которую легализовали, когда мир уже стал двигаться в другую сторону и переходить на блокчейн. По мнению эксперта, сейчас надо смотреть в будущее, думать, как двигать и юридически легализовать новые технологии, что определит будущее место России в трансграничной концепции мировой цифровой экономики.

          Начальник ИТ-управления ФССП Наталья Звягина в целом поддержала СП, но сказала, что ее ведомству сложно увидеть свое место в разделе госуслуг. Например, называть арест имущества должника госуслугой "очень странно", функция принудительного исполнения - не услуга ни в каком смысле этого слова.


Наталья Звягина, начальник ИТ-управления ФССП

          Также многие действия судебных приставов выполняются с выездом на места, и это не сделаешь в электронном виде. Поэтому служба судебных приставов не сможет содействовать выполнению указа Президента о том, что 70% граждан к 2018 году должны будут пользоваться электронными госуслугами.

          Много замечаний к системному проекту было у бывшего руководителя комитета информатизации и связи Республики Коми Александра Селютина. Среди серьезных проблем независимый эксперт обозначил следующие. Электронное правительство "потеряло" часть элементов - отраслевые решения, инфраструктурные задачи, аналитические и прочие решения, не говоря уже о системах поддержки принятия решений и межотраслевых системах. Не раскрыта тема Платформы и Архитектурных централизованных решений. Также в СП полностью утеряно место регионов, о них содержательно говорится только в главе о Платформе, да и то в контексте: "пусть пока чего-нибудь делают, пока им не спустят правила".


Александр Селютин, независимый эксперт

          Селютин считает, что в СП не определены приоритеты по направлениям, а они необходимы для аккумуляции ресурсов и сил на приоритетные задачи.

          Раз уж заговорили об Архитектурном подходе, то было бы неплохо определить хотя бы верхнеуровневые элементы этой архитектуры, - отметил эксперт. - Сегментировать задачи, имеющие общие цели. Например, очевидно, что группа задач ЕСИА+Электронный паспорт+доверенное пространство+... должны решаться в рамках одной группы проектов, даже если речь идет о разных технологиях.

          Заместитель генерального директора компании Postgres Professional Андрей Флейта предложил расширить возможности электронных госуслуг для решения задач бизнеса, так как их объем может в разы превышать услуги для граждан. Физические лица, как правило, не выходят с инициативой, не советуются, какие госуслуги им нужны в электронном виде. В то же время у представителей бизнеса больше запросов, они готовы предлагать свои идеи и активно помогать государству в информатизации рабочих процессов.


Андрей Флейта, заместитель генерального директора компании Postgres Professional

          Игорь Скобелев, директор ИТ-департамента Краснодарского края, отметил, что целеполагание в документе "несколько поставлено с ног на голову", не выделены приоритеты для разных отраслей, федеральных и региональных госорганов. Поэтому при попытке опираться на СП в рабочих процессах сложно отталкиваться от чего бы то ни было. К примеру, много написано про госуслуги, но забыто про основу - базовую бек-офисную автоматизацию.


Игорь Скобелев, директор ИТ-департамента Краснодарского края

          Все это может привести к тому, что по ходу внесения изменений в концепцию ведомствам придется заниматься переделками, по несколько раз автоматизировать одни и те же процессы. Поэтому сейчас им даже невыгодно что-либо внедрять, все будут ждать поправок. "Документ надо доработать - и вперед. У нас все получится", - заключил Игорь Скобелев.

          Министр по ИТ и связи Кировской области Александр Зорин отметил, что государственные сервисы проигрывают коммерческим решениям, но надо, чтобы люди увидели "многоканальную, доброжелательную, интуитивно понятную" систему госуслуг: "Мы готовы меняться, стать friendly, внедрять лучшие ИТ-решения".


Александр Зорин, министр по ИТ и связи Кировской области

          В 2016 году область разработала новую муниципальную систему информатизации, готовит сервис для проекта по инициативному бюджетированию. И все время ведется работа с людьми старше 45 лет, в частности, за три года раздали более 100 тысяч информационных брошюр. Александр Зорин предложил сделать Кировскую область пилотным регионом с точки зрения системной реализации документа.

          Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства, считает, что основные предложения по развитию электронного правительства, изложенные в Системном проекте, разумны, это касается и развития элементов инфраструктуры, и новых подходов к оказанию услуг (реестровая модель, омниканальность, комплексные услуги, проактивное уведомление и т.п.).

          В то же время эксперт отметил, что среди задач СП – «разработка первоочередного плана мероприятий развития электронного правительства Российской Федерации», но первоочередного плана (со сроками) в представленном варианте СП нет. Та дорожная карта, которая рассылалась ведомствам, содержит только разработку НПА. СП практически полностью посвящен оказанию услуг, однако об этом вышло уже много других документов.


Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства

          Павел Хилов перечислил некоторые имеющиеся в СП общие принципы и утверждения, которые ничем не подтверждаются практически, не приводится обоснований, что именно этот набор мероприятий обеспечит заявленные цели СП. В существующем виде целесообразность разработки и утверждения СП вызывает у эксперта сомнения.

          Заместитель председателя правления ПФР Николай Елистратов выступил в поддержку СП, при этом выразив надежду, что озвученные экспертами нюансы будут учтены. По его словам, в отдаленных селах и аулах информатизации практически нет, и можно не ожидать ее роста при существующей системе, поскольку старшее поколение в силу привычки не будет оформлять никакие услуги online.


Николай Елистратов, заместитель председателя правления ПФР

          Елистратов предложил внести в документ возможность предоставления прав некоторым гражданам, например, родственникам, которые смогут представлять в интернете других лиц. Нельзя лишать бабушку права прийти к окошку, поболтать с соседкой и получить справку, но "мы должны параллельно создать систему, которая ей предоставит право все сделать с помощью электронного правительства".

          Алексей Козырев, подводя итоги дискуссии, не обнадежил присутствующих тем, что их замечания будут учтены в той версии документа, которую планируется представить правительственной комиссии. В то же время, Минкомсвязи готово обсуждать конкретику и вносить изменения на этапе разработки нормативно-правовой базы для реализации СП.


          Другие участники конференции TAdviser IT Government DAY об основной теме обсуждения - перспективах развития государственных информационных систем:

Заместитель руководителя Росимущества Денис Солодовников - об импортозамещении и межведомственном взаимодействии

Директор департамента развития Минкомсвязи Владимир Авербах - о перспективах взаимодействия электронного правительства и банков

          После завершения мероприятия участники продолжили общение в неформальной обстановке.


Владимир Авербах, директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи, и Николай Елистратов, заместитель председателя правления ПФР


Александр Левашов, главный редактор TAdviser, и Денис Солодовников, заместитель руководителя Росимущества


Владимир Рубанов, генеральный директор "Росплатформа"


Владимир Аллахвердов, заместитель министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области


Роман Калина, заместитель директора Информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие»


Александр Селютин, экс-глава Комитета информатизации республики Коми


Павел Хилов, директор Экспертного центра электронного государства, и Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ




          В тот же день TAdviser организовал и провел первую встречу Клуба ИТ-директоров госсектора. Общение участников Клуба проходило в режиме свободной дискуссии в течение четырех часов. Говорили о перспективных тенденциях развития информационных технологий, проблемах импортозамещения и перехода на открытое программное обеспечение, электронных госуслугах и других темах.


          Партнеры мероприятия - председатель совета директоров «АйТи» Тагир Яппаров и генеральный директор «Национального центра информатизации» Константин Солодухин рассказали участникам Клуба о своем взгляде на перспективные технологии для госсектора.


          Специальный гость Клуба – старший вице-президент Сбербанка по ИТ Никита Волков разъяснил направления развития, которые закладывает в стратегию банка президент Герман Греф, поделился цифрами о динамике основных показателей банка, влияющих на ИТ-стратегию, рассказал о подходах к Agile-трансформации и инсорсингу информационных технологий.


Программа конференции TAdviser IT Government DAY

         

Время Докладчик Тема доклада
9.30
Регистрация, кофе
10.00Левашов Александр, Главный редактор TadviserО результатах исследования востребованности облачного ПО в госсекторе
Комиссаров Дмитрий, Генеральный директор и основатель, Новые облачные технологии
10.15Варов Константин, Управляющий директор компании «Диасофт Платформа»Экономичные альтернативы общепринятым ИТ-продуктам
10.30Журавлёва Надежда, Директор по маркетингу, БОСС. Кадровые системыИнформационные системы управления кадровым составом органов госвласти
10.45Агалаков Евгений, Начальник аналитического отдела, НПЦ БизнесАвтоматикаИспользование возможностей "Visary" в трансформационном сценарии развития электронного правительства
11.00Салбиев Алан, Научный руководитель, Дневник.руФормирование в России инфраструктуры цифрового образования
11.15Хомяк Юрий, Директор по продажам ВидеоМостРеалии импортозамещения на базе программной платформы ВидеоМост
11.30Кучеров Дмитрий, Заместитель начальника ГБУ МО МосавтодорПути комплексной автоматизации территориально-распределенной организации
11.45Панченко Иван, Сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional10 первых шагов при переходе на Postgres
12.00Муравьев Николай, Руководитель направления по информационным системам, PolymediaАнализ данных, построение моделей. визуализация. Решения для органов госвласти
12.15Сорокин Максим, Заместитель генерального директора по техническим вопросам, Кейсистемс-БезопасностьАвтоматизация процессов по защите информации в федеральных и региональных органах власти с применением облачных технологий
12.30
Перерыв, кофе-брейк
13.00Козырев Алексей, Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФСистемный проект электронного правительства 2020
13.30Бондаренко Михаил, Генеральный директор, РТ ЛабсВыступления и дискуссия об учете положений системного проекта в развитии информационных систем ведомств и регионов до 2020 года
13.45Елистратов Николай, Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ
14.00Авербах Владимир, Директор департамента развития электронного правительства, Минкомсвязь РФ
14.15Солодовников Денис, Заместитель руководителя Росимущества
14.30Звягина Наталья, Начальник управления информационных технологий ФССП
14.45Бойко Елена, Директор департамента информационных технологий и связи Минздрав РФ
15.00Шадаев Максут, Министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области
15.15Зорин Александр, Министр информационных технологий и связи Кировской области
15.30
Завершающий кофе-брейк

Предыдущие конференции TAdviser IT Government DAY

         

Видео-отчет с конференции TAdviser IT Government DAY 2 марта 2016 года

          Отчет о конференции IT Government DAY 2 марта 2016 года

          Отчет о конференции IT Government DAY 14 октября 2015 года

Источник: www.tadviser.ru


Поделись этим